Любой сайт создаётся для людей, поэтому должен отвечать их потребностям и ожиданиям. Чтобы оценить, насколько эффективно работает площадка и насколько ею довольны люди, достаточно проанализировать поведение пользователей, которое укажет на слабые и сильные стороны площадки и поможет разработать правильную политику управления сайтом.
Смотрите полный видеокурс на iTunes
Особенно важно знать, какова статистика посещения сайта и оценивать поведение посетителей продающих площадок сети, поскоку их доходность напрямую зависит от посещаемости и поведенческих факторов. Пользователи продающих площадок называются потребителями, поэтому и оценка их поведенческих факторов носит название выявление модели поведения потребителей. Прежде чем приступать к рассмотрению вопросов анализа поведенческих факторов, давайте для начала выясним, что же такое модель поведения потребителя продающего сайта? В сущности, это не что иное, как совокупность действий, осуществляемых посетителем сайта в пределах площадки. Для каждого пользователя характерна своя индивидуальная модель поведения, которую отражает статистика посещения сайта. Если речь идёт конкретно о продающей площадке, то одни пользователи предпочитают получать информацию о товаре, изучать историю существования компании, знакомиться с отзывами покупателей и только потом приобретать товар. Если и другая группа пользователей, которые приходят на сайт уже будучи в информации, и осуществляют покупку товара безо всяких прелюдий. Некоторые пользователи посещают сайты не для того, чтобы приобрести товары или услуги, а для использования дополнительного функционала и развлечений. В частности, достаточно часто люди посещают те или иные площадки ради того, чтобы, к примеру, поиграть в размещённые на их страницах флэш-игры, послушать музыку, посмотреть интересные видео-подкасты или пообщаться с другими юзерами. Такая категория пользователей приносит наименьший доход продающей площадке, однако улучшает показатели посещаемости, а, значит, косвенно способствует повышению позиции сайта в рейтинге выдачи популярных поисковых систем.
В выявлении поведенческих привычек пользовательской аудитории сайта заинтересован, прежде всего, его владелец. Именно в его интересах сделать так, чтобы статистика посещения сайта была достоверно определена. Собственник площадки занимается управлением работой сайта с тем, чтобы вывести его в топ выдачи популярных поисковых систем, а также сделать его источником получения стабильно высокого дохода. Но, как и любое управление, менеджмент сайта должен опираться на результаты анализа, в частности – анализа поведенческих факторов. Собственник площадки должен анализировать модель поведения своего пользователя хотя бы для того, чтобы максимально приблизить свой сайт к потребностям своей целевой аудитории. Практика показывает, что работа вслепую ещё не привела ни один сайт к вершинам успеха. Только отслеживая изменяющиеся потребности аудитории, и максимально учитывая их при управлении сайтом, можно добиться признания широкой пользовательской аудитории и ощутимо нарастить объёмы продаж. Отслеживая статистику посещаемости сайта, а также подмечая, как ведут себя пользователи, можно разработать грамотную, эффективную и основанную на данных анализа политику оптимизации площадки. Однако не только владельцы сайтов заинтересованы в оценке поведенческих факторов – этим занимаются ещё и поисковики, которые отслеживают действия каждого пользователя в рамках одной поисковой сессии и составляют портрет его поведения в сети с тем, чтобы потом предлагать релевантную выдачу и контекстную рекламу. Наверное, каждый пользователь замечал, что, посетив сайт определённой тематики, поисковик предлагает контекстную рекламу именно на эту тематику. Совпадение? Отнюдь. Выдача сайтов и рекламных объявлений основывается именно на анализе поведенческой модели каждого пользователя. Впрочем, пользователю это только на руку, поскольку он получает именно ту информацию, которая ему интересна.
Существует большое количество различных поведенческих факторов, однако анализировать всех их нецелесообразно – это займёт слишком много времени, а также не принесёт ожидаемой пользы. Гораздо более разумно анализировать только несколько аспектов поведения потребителей, которые являются ключевыми. К примеру, одним из главных поведенческих факторов является посещаемость сайта, то есть количество входов на сайт за фиксированный период времени. Обычно посещаемость сайта оценивается в час или сутки, реже – в неделю и месяц, в исключительных случаях – в год. По показателю посещаемости сайта можно сделать выводы относительно того, насколько тематика площадки соответствует информационным потребностям пользователей. Если сайт посещает десять человек в день, то, очевидно, что тематика интересует чрезвычайно узкий круг людей, а, значит, её стоит менять или расширять. Если же на площадку ежедневно приходят тысячи людей, то это говорит о верном выборе тематики, которая волнует большую часть пользовательской аудитории сети. Очень важно отслеживать не только показатель посещаемости, но и частоты возвращаемости пользователей на сайт. Считается, что добился успеха тот сайт, каждый пользователь которого возвращаются сюда снова, становясь постоянным посетителем. Чтобы добиться этого, необходимо всё время работать над совершенствованием сайта, улучшать контент, добавлять новые свежие материалы, полезный функционал и расширять возможности поведения пользователя на сайте. Помните: чем более удобным, интересным и оригинально оформленным будет сайт, тем больше посетителей он привлечёт и тем больший процент конвертации потенциальных покупателей в реальные обеспечит. Курс на постоянное совершенствование сайта в ногу со временем и потребностями современных пользователей является единственно верной стратегией развития сайта.